14 ноября 2017 г на базе МБОУ «Мальтинская СОШ» прошло заседание методического объединения учителей математики Усольского района. Проблем в обучении математике набралось немало.
Проанализировали результаты муниципальных мониторингов устного счета в 5-х, 7-х и 10-х классах. Валентина Викторовна Бархатова проанализировала и представила на обозрение таблицу с результатами мониторинговых исследований 5-классников. Надежда Александровна Скабелкина, учитель МБОУ «Белая СОШ» проанализировала и показала наглядно на диаграммах успеваемость, качество и средний балл семиклассников и старшеклассников по каждой школе. Но более интересными для всех оказались диаграммы по количеству допущенных ошибок. Увидели, что меньше всего вычислительных и знаковых ошибок допускают в мальтинской школе. Выяснили, что у всех учащихся проблема с переводом одних единиц измерения в другие. А у ребят основной и средней ступени образования еще западает и решение задач на проценты. А эти знания необходимы для применения в физике, химии и других предметах. Сделали для себя выводы и поставили цели для будущей работы: включать в устный счет подобные задания.
Итогом этой работы было предоставление опыта учителей школы с. Мальта Лидии Юрьевны Чанцевой и Зиты Д Антоноса Матвиенко. Коллеги показали приемы и средства, которые употребляются ими на уроках для формирования вычислительных навыков. Это математические тренажеры, дидактические игры и даже наши старые, уже забытые перфокарты. Молодые специалисты с удивлением и некоторым восторгом рассматривали предложенные готовые перфокарты. А учителя продолжали рассказывать, что на уроках изучаются различные приемы быстрого счета и показывали множество примеров, вспомнив при этом творчество Сергея Александровича Рачинского, российского ученого и педагога, жившего в 19-м веке. В 5-х и 6-х классах этими преподавателями ведутся «Листы успехов по знанию таблицы умножения и сложения чисел в пределах 20», по ним ученик сравнивает себя и свои достижения с самим собой. Любой учитель математики скажет, что именно эти знания являются основой вычислительных навыков.
В продолжение анализа Марина Семеновна Корнеева, учитель МБОУ «Тайтурская СОШ» показала свой опыт работы по формированию умения решения задач на проценты. Мы познакомились со старинным способом решения задач на концентрацию Леонтия Филипповича Магницкого, известного русского математика и педагога, жившего в 17-18-х веках. Учителя сами потренировались решать задачи этим на удивление быстрым способом. И в который раз подтвердили самим себе, что математика очень интересная наука. Где еще встретишь такую ситуацию, что для выполнения одного задания существует до десяти способов решения.
Но самым проблемным местом в обучении остается всё-таки преподавание геометрии. Оксана Дмитриевна Рыжкова, учитель МБОУ «Белореченская СОШ» познакомила коллег с понятием ментальной карты и предложила использовать этот ресурс как средство повышения качества подготовки к ОГЭ. И, конечно, показала свой разработанный проект ментальной карты по задаче практического характера № 15. Затем учителям было предложено поработать в группах и попробовать создать свои ментальные карты по предложенным геометрическим задачам из открытого банка задач. В ходе работы было предложно сформулировать плюсы и минусы такой карты. Что-то получилось, а что-то нет. О положительных и отрицательных сторонах поговорили и для себя решили применять этот ресурс еще и для проектной деятельности.
Встреча была очень насыщенной, интересной и плодотворной. Как говорится, век живи – век учись, а сиденьем на месте города не берут. Вот также и учителя математики Усольского района, вспомнив, что дело мастера боится, уезжали по своим школам с новыми мыслями, идеями и планами работы.
Выражаю огромную благодарность за гостеприимство администрации и учителям математики МБОУ «Мальтинская СОШ»
В.В.Бархатова, методист ЦРО Усольского района
Здесь новые шаблоны для dle