Духовно - нравственное воспитание - важнейшая задача школы, от решения которой зависит, каким будет наше будущее. Не случайно методологической основой перехода образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт является Концепция духовно-нравственного образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознания ценности человеческой жизни.
27 марта на базе МБОУ «Большееланская средняя общеобразовательная школа» проходил региональный семинар «Духовно-нравственное воспитание на основе традиционных российских ценностей. Кооперация и сотрудничество субъектов воспитания». Пятьдесят восемь педагогов со всех уголков Иркутской области (города: Ангарск, Иркутск, Шелехово, Алзамай и районы: Аларский, Зиминский, Усольский, Нижнеилимский, Тайшетский и др.) приехали очередной раз к нам перенимать опыт. Учителя нашей школы показали, как можно организовать работу по духовно-нравственному воспитанию через межпредметный образовательный модуль, представив межпредметный образовательный модуль «И никогда не оборвется веков связующая нить…».
В первой части были проведены интегрированные уроки. Педагоги «Большееланской школы» через интеграцию разных образовательных областей продемонстрировали возможность переноса знаний и умений, сформированных в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета.
Орехова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов, и Харьковская Олеся Леонидовна, учитель изобразительного искусства, провели урок «Кедр - особенное дерево Сибири», на котором обучающиеся узнали не только о полезных свойствах кедра, но и о национальных орнаментах народов Восточной Сибири. Оказывается: орнамент «Кедровая шишка» - один из самых распространенных. Очень любят сибиряки украшать одежду и предметы быта орнаментами с кедровыми мотивами, ведь шишка – это символ сибирского человека или человека вообще. Шишка – это дом для орехов. Орехи – это начало новой жизни. К концу урока ребята выполнили творческую работу, выступив в роли народных умельцев: украшали орнаментами варежки, сумки, валенки.
Воспитанию любви к русским традициям, к труду, к родителям, к своему дому способствовал урок технологии в 8 классе «О чем говорят рушники?», который провела Самойлова Любовь Ильинична. Девочки защищали проекты, которые готовили в течение четверти: в разных техниках вышивали рушники, подбирая орнамент, цвет. Рушники на Руси имели большое значение, каждый имел свое предназначение и сопровождал человека всю жизнь. Присутствующие на уроке педагоги были восхищены талантам наших юных мастериц и их учителя.
«Роль наречий в бурятских сказках» так назывался урок, который провели Тупикова Оксана Александровна и Залужьева Оксана Владимировна. Знакомясь с бурятским народным творчеством, обучающиеся больше узнали об этом народе, культуре, обычаях и традициях. Ребята, работая с текстом бурятских сказок, сделали вывод, что наречия делают текст выразительным, конкретизируют действия, передают авторское отношение. Большая роль на уроке отводилась формированию смыслового чтения.
Урок ОДНКНР в 6 классе показала Фефелова Светлана Николаевна, кстати, по своей программе. Светлана Николаевна является одним из разработчиков областной Примерной программы по ОДНКНР. Её урок назывался «Окунёмся в глубь веков. История промыслов народов Сибири». В течение урока шестиклассники, знакомясь с различными народными промыслами, заполняли интеллект - карту, оценивали себя и одноклассников, работали в группах. А в конце урока «оказались» в мастерской гончара, их задача была закончить работу мастера: нарисовать символ Сибири и защитить свой продукт.
Решение проблемы духовно - нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, но и в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро, немаловажное значение здесь имеет внеурочная деятельность.
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему учитель должен уметь использовать их и в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе. Много разных народов живет в нашей стране. Очень важно ценить и понимать других людей. Пичуева Юлия Николаевна и Булко Любовь Николаевна показали, как это можно сделать во внеурочной деятельности. Их занятие называлось «Народные игры народов Севера Восточной Сибири». Игры – составляющая часть общей культуры народов, отражающие его образ жизни и быт. Особый настрой создавало оформление занятия: чум, олени, импровизированный костер.
Цель внеурочного мероприятия «Жаворонки весну кличут» - создание условий для развития духовно - нравственных качеств личности через знакомство с историей народных праздников и традиций Руси. Учителя начальных классов: Малькова Алёна Леонидовна, Дятлова Ольга Георгиевна, Бондарец Вера Михайловна, Калачева Светлана Леонидовна - подготовили один из праздников народного календаря «День встречи весны – «Сороки». По народному календарю 22 марта День прилета птиц.В этот день прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них - жаворонок. Ребята вспоминали заклички, играли в народные игры, водили хоровод, отгадывали загадки. Главным обрядовым действием праздника «Сороки» было выпекание из пресного теста специальных булочек, имеющих форму птичек. Эти булочки так и называются «Жаворонки». В конце мероприятия Весна каждого угостила «жаворонушком», которые испекли родители.
«Фестиваль народов Сибири» стал в нашей школе традиционным. Ученики представляют разные народности, их традиции, обычаи, культуру, национальные блюда, одежду. Фестиваль - 2018 вылился в настоящий праздник дружбы. Все классы сшили костюмы, подготовили номера художественной самодеятельности, приготовили национальные блюда. Пятый класс (классный руководитель Колесникова Татьяна Константиновна) представляли республику Тыва. Гимн Тывы на языке оригинале прозвучал в исполнении учителя технологии Альберта Семис - ооловича Иргита, который является представителем этой народности.
Каждому из присутствующих в актовом зале хотелось, взявшись за руки, станцевать бурятский ёхор вместе с обучающимися 9 класса (классный руководитель Шевелева Юлия Сергеевна).
Ребята 8 класса не только показали традиционное приветствие эвенков, но и научили этому зрителей, каждый поприветствовал друг друга по-эвенкийски. Учителя: Власова Татьяна Андреевна и Булко Любовь Николаевна - помогли ученицам сшить национальные костюмы и подготовить презентацию.
Русских представлял 11 класс (классный руководитель Сереброва Елена Алексеевна). Русский сарафан и кокошник, пельмени и блины, особенности русского жилища – обо всем этом рассказали ребята. А в заключении исполнили зажигательную русскую кадриль.
Якутов представлял 10 класс (классный руководитель Фефелова Любовь Степановна). Ребята не просто рассказали о праздниках, обычаях, обрядах этого народа, но и разыграли маленький спектакль. Здесь был и шаманский танец с бубнами, и атрибуты праздника Ысыах, и шкуры зверей, и рыба (традиционный промысел якутов), и традиция встречи гостей, и якутские блюда.
Большое спасибо нашим педагогам за уроки, внеурочные мероприятия, организацию семинара, а Поповой Наталье Алексеевне за постановку танцев и сценарий фестиваля.
Семье отводится главная и начальная роль на пути становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В третьей части семинара мы показали одну из форм работы с родителями «День творчества детей и родителей». Молодое поколение – это наше будущее, от того, каким оно будет, зависит во многом от нас, педагогов. Важно не разорвать невидимую связь времен, соединяющую век нынешний и век минувший, не потерять то главное, что составляло и составляет стержень духовного наследия отечественной культуры, что делает растущую личность поистине духовно богатой и нравственно просвещенной.
Подводя итоги семинара, все присутствующие отметили системную целенаправленную работу школы по духовно-нравственному воспитанию, высокую организацию проведения семинара и его значимость.
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Большееланская СОШ»
Л.П. Измайлова
Здесь новые шаблоны для dle