Попробуете, почём невежество.
Дерек Бок, президент Гарвардского университета
Сегодня важными путями повышения качества образования является деятельностный и компетентностный подходы в обучении, яркий пример которых – исследовательская и проектная деятельность, формирующая исследовательскую культуру, повышающая учебную мотивацию. Надеюсь, это увлекательный путь, его дистанция измеряется жизнью. Именно учитель вместе с учеником будет подниматься по ступенькам в длительном восхождении к вершинам человеческого познания. Рассказывают, что как-то раз великому Эйнштейну, находившемуся уже в зрелом возрасте, случилось сидеть на обеде рядом с одной молодой особой.
- Чем вы занимаетесь, господин Эйнштейн? – спросила та.
- Физикой, – искренне ответил гениальный ученый.
- Бедняжка, – пожалела девица, глядя на его седины, - а мы в колледже прошли ее всего за два года!
Вся жизнь – это череда решений нестандартных производственных и житейских проблем. Чтобы человеку быть на высоте, ему необходимо много учиться. Поэтому перед учителями должна стоять задача не просто изучения основ математики, физики, химии, истории, литературы. Эффективен не тот, кто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения, организации и применения знаний из различных источников информации.
Вся методическая работа нашего образовательного учреждения была направлена на изучение, организацию и применение учащимися проектной деятельности как средства повышения эффективности обучения. В течение года было проведено несколько обучающих семинаров завучем-методистом В.Н. Ганьшиной.
В течение года были запланированы системные занятия по подготовке учащихся на олимпиады и по подготовке научных исследовательских работ и проектов.
В январе – феврале в лицее прошла декада уроков по проектной технологии. Были даны открытые уроки, которые оценены экспертами, каждый учитель выступил в этой роли от 2 до 9 раз!
Очень интересный опыт работы в проектной технологии сложился в лицее, многие проекты работают в течение нескольких лет: «Золотой, Серебряный росток», «Лицейская интеллектуальная весна», «Академия олимпиадников», «Лидер XXI века», «Лицей ОАШ: время добра», «Альманах. Приложение к газете «Лестница».
Лицей вступает в Международный образовательный проект Глобаллаб. Все чаще используют педагоги лицея метод проектов на уроке. Например, проект «Кнопка без учителя», созданный нынешними одиннадцатиклассниками, помогает готовиться ученикам к ОГЭ и ЕГЭ самостоятельно. Сотрудничество с ИрГАУ показывает на своих уроках агробизнес - экономики Волосач Т.Н.
Очень полезная задумка у учителя математики Т.В. Полковниковой: вместе с учащимися 9 класса на факультативе «Путь к математическому Олимпу» учитель создает сборник олимпиадных задач с алгоритмами решения. Да не один сборник, а несколько!
А в апреле месяце прошел районный методический семинар для завучей и директоров школ Усольского района на базе нашего лицея, где обобщили и показали свою педагогическую деятельность администрация лицея и его учителя. Тема семинара: «Научно-практическое образование в логике компетентностного подхода: проектная задача, проект и проектная деятельность, их влияние на качество образования».
На семинаре был представлен опыт МБОУ «Белореченский лицей», который акцентирует внимание на используемых возможностях создаваемой интеллект – среды в сельском инновационном образовательном учреждении.
Работу с проектными технологиями на семинаре можно представить в виде полюсной модели: диагностическая модель, создание интеллект – среды задают программы самообразования, индивидуальные образовательные программы.
Ритмы семинара очень чётко рассказывают о результатах учреждения: опыт работы учителей по конструктору дидактических задач, постерная защита готовых многолетних проектов, таких как «Имидж педагогов», «Открытый мир», «Эко - школа», РПВД «Умники и умницы» (проектные задачи), «Академия олимпиадников» и другие, открытые уроки по теме – это и занятие спецкурса «Путь к математическому Олимпу: Проект «Сборник олимпиадных задач», урок русского языка по проекту «Пишем сочинение за один урок», урок русского языка по ФГОСам «Про сметану и черную муху».
В плане семинара представлена и внеурочная внеклассная деятельность: классный проект «Экспериментарий» (учитель С.Е. Емельянченко), проект «Огород на подоконнике» (учитель О.А. Сороковикова).
В заключение семинара В.Н. Ганьшина в сотрудничестве с друзьями лицея из студии этнической перкуссии «Этнобит» (руководитель Н. Власевская) ИрНИТУ провели рефлексию. Они показывали упражнения телесной перкуссии (умение слушать себя и звучать в гармонии с другими). Долго аплодировали участники семинара гостям из технического университета за необычные номера, в которых соединились звуки народов мира и музыка нашей русской балалайки.
Слаженная работа учителей, учеников, родителей, администрации лицея и методистов из МБУ «Центр развития образования Усольского района» (директор Маслова Н.М.) по теме «Научно-практическое образование в логике компетентностного подхода: проектная задача, проект и проектная деятельность, их влияние на качество образования» даст непременно ростки в других образовательных школах района. На этом семинаре было чему поучиться.
Образование никогда не заканчивается.
Школа, родители и ученики делят ответственность за успех образования. Стратегия образования должна соответствовать старой китайской поговорке: «Если ты планируешь на один год – расти рис, на двадцать лет – выращивай деревья, на века – учи и воспитывай детей».
Л.Н. Сафронова, учитель МБОУ «Белореченский лицей»
Здесь новые шаблоны для dle