Функциональная грамотность по ФГОС. Что изменить в работе
В статье узнаете, как новые ФГОС формулируют понятие функциональной грамотности. Еще поймете, как соотносятся метапредметные результаты и компоненты функциональной грамотности в стандартах третьего поколения. А комплект образцов поможет проанализировать работу по развитию функциональной грамотности школьников в текущем учебном году и подготовить план на следующий.
Новые ФГОС подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Внимание к этому вопросу в новых образовательных стандартах объясняют невысокие показатели российских школьников в международных исследованиях, например, PISA и TIMS. При этом Президент поставил задачу, чтобы Россия вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования (подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204). Эту же цель указало Правительство и в государственной программе «Развитие образования» на 2018–2025 годы (постановление от 26.12.2017 № 1642).
Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведомства (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219).
Педагоги часто смешивают понятие функциональной грамотности и метапредметных результатов. Эти понятия схожие, но при этом они не взаимозаменяемые. Разобраться в различиях метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности, а также в их соотношении помогут сравнительная таблица и памятка.
В этом учебном году школы должны были подготовить и реализовать план по формированию функциональной грамотности школьников (письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510). Проанализируйте работу в этом направлении в конце года. Используйте готовый образец анкеты для педагогов, который поможет выявить их затруднения в вопросах развития функциональной грамотности. По результатам анализа подготовьте план мероприятий по формированию функциональной грамотности учеников на 2022/23 учебный год. При этом учитывайте дефициты, которые выявите. В конце статьи возьмите готовый образец плана и дополните его мероприятиями, которые планируете провести.
Функциональная грамотность в новых ФГОС
В стандартах второго поколения отсутствуют упоминания о функциональной грамотности. А в новых образовательных стандартах понятие появляется в третьем разделе, который характеризует требования к условиям реализации программы НОО и ООО. Так, чтобы реализовать основные образовательные программы, школам необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Еще термин встречается в новых стандартах в неявном виде в качестве результата системно-деятельностного подхода (п. 5 ФГОС-2021 НОО, п. 4 ФГОС-2021 ООО). Такой подход обеспечивает развитие личности школьника и освоение им знаний. Это позволит ученику функционировать в современном обществе и обучаться в течение жизни.
Образовательные стандарты третьего поколения рассматривают функциональную грамотность как способность решать различные жизненные ситуации. Развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. Все способы деятельности подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий.
ФГОС-2021 подразумевает, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников. А чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом. Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов. Посмотрите подробное описание компонентов в памятке.
Метапредметные результаты во ФГОС-2022
Характеристику метапредметных результатов содержат ФГОС как второго, так и третьего поколения. Она входит в раздел, который описывает требования к результатам освоения программы. Только в новых образовательных стандартах поменялся номер этого раздела. Теперь он четвертый, а не второй, как было раньше.
Формулировка метапредметных результатов во ФГОС-2021 в целом не изменилась, но ее расширили. В новом стандарте на уровне НОО метапредметные результаты сгруппировали в соответствии с обновленной классификацией УУД. Для каждого направления универсальных учебных действий выделили подгруппы (п. 42 ФГОС-2021 НОО). Какие подгруппы соответствуют познавательным, коммуникативным и регулятивным УУД, посмотрите на схеме справа. А в характеристику метапредметных результатов
во ФГОС-2021 на уровне ООО добавили описание навыков работы с информацией. Также раскрыли термин «межпредметные понятия» (п. 41 ФГОС-2022 ООО). Формулировки метапредметных результатов в стандартах второго и третьего поколения посмотрите в таблице 1.
Таблица 1. Формулировки метапредметных результатов
Отличие функциональной грамотности от метапредметных результатов
На развитие функциональной грамотности школьников влияют предметные и личностные результаты. Поэтому функциональная грамотность – более широкое понятие, чем метапредметные результаты.
Универсальные учебные действия, которые входят в метапредметные результаты, – это своеобразные критерии. По таким критериям можно судить об уровне сформированности функциональной грамотности у школьников. Как соотносятся в стандарте третьего поколения основного общего образования метапредметные результаты одной из подгрупп универсальных учебных действий с компонентами функциональной грамотности, смотрите в таблице 2. По аналогии можете проанализировать соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности на уровне начального общего образования. Используйте для этого п. 42 ФГОС-2021 начального общего образования.
Таблица 2. Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности во ФГОС-2022 ООО
Что изменить в работе, чтобы сформировать функциональную грамотность школьников
Чтобы создать условия для формирования функциональной грамотности учеников, реализуйте шаги по улучшению качества образования в школе. Выполните семь шагов.
Шаг 1. Скорректируйте рабочие программы. Проанализируйте рабочие программы педагогов. Внесите изменения в формулировки планируемых результатов в соответствии с новыми ФГОС начального и основного общего образования. Отразите в тематическом планировании электронные и цифровые образовательные ресурсы, которые учителя будут использовать по каждой теме. Еще разработайте рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей с учетом рабочей программы воспитания.
Шаг 2. Определите формы работы. В программах внеурочной деятельности сделайте акцент на коллективных и нетрадиционных формах занятий, а также на проектной деятельности. Например, укажите такие формы, как предметные и межпредметные конкурсы, конференции, олимпиады и викторины. Продумайте, какие мероприятия можно организовать, чтобы учесть рабочую программу воспитания. Также уделите внимание вопросам школьного самоуправления. Данные меры позволят сформировать у учеников такие компоненты функциональной грамотности, как креативное мышление и глобальные компетенции.
Шаг 3. Разработайте программы курсов внеурочной деятельности. Предложите педагогам разработать программы курсов внеурочной деятельности, которые будут направлены на формирование функциональной грамотности учеников. Например, «В мире финансов», «Математика на каждый день», «Мыслящий читатель», «Я исследователь». Включите эти курсы в учебные планы на новый учебный год.
Шаг 4. Рассмотрите вопросы индивидуализации обучения. Изучите потребности и интересы школьников. С опорой на полученные данные предусмотрите изучение отдельных предметов на углубленном уровне. Например, организуйте профильные группы. При необходимости разработайте индивидуальные учебные планы.
Шаг 5. Проанализируйте реализацию плана развития функциональной грамотности школьников. В конце учебного года проанализируйте, удалось ли реализовать мероприятия плана в полной мере. Для этого используйте формулу: R = I/N × 100%, где R – значение показателя результативности, I – количество проведенных мероприятий на момент расчета, N – общее количество мероприятий в рамках плана на момент расчета. Результативность можно считать высокой, если показатель R выше 90 процентов. Оптимальный результат, если показатель R в диапазоне от 70 до 90 процентов, а низкий – менее 70 процентов.
Отдельно изучите результаты диагностик уровня сформированности функциональной грамотности, промежуточной аттестации. Еще рассмотрите результаты ВПР по предметам, которые успели провести в марте 2022 года. Также проследите динамику результатов таких контрольных мероприятий.
Шаг 6. Выявите затруднения педагогов. Проведите анкетирование учителей, чтобы выявить их сложности в вопросах развития функциональной грамотности школьников. Разработайте анкету самостоятельно или возьмите готовый образец. Дополните план работы методическими мероприятиями для педагогов, чтобы устранить затруднения, которые выявили с помощью анкетирования.
Анкета, чтобы выявить профессиональные затруднения педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности школьников
Шаг 7. Разработайте план мероприятий на следующий учебный год. Когда проанализируете дефициты педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности школьников, разработайте план мероприятий по ее развитию на 2022/23 учебный год. Составьте план по аналогии с тем, по которому работали в текущем году. Возьмите образец плана по формированию функциональной грамотности школьников в конце статьи. Выберите в образце те мероприятия, которые актуальны для вашей школы, или добавьте в план свои пункты.
План мероприятий по формированию функциональной грамотности школьников на 2022/23 учебный год
https://in-texno.ru/images/План_мероприятий_по_формированию_функциональной_грамотности_школьников.docx