Нетрадиционные формы методической работы в ДОО
– значит, быть востребованным»
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам и ученикам, становится умение учиться.Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Дошкольное образование – первый уровень общего образования, отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования. Таким подходом стал документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к воспитателю (учителю), действующий на всей территории Российской Федерации.
Много вопросов возникло с разработкой данного документа, какая его цель? В какой области применять? Какие функции стандарта? и т.д.
Так возникла идея провести в МБДОУ детский сад № 5 «Звёздочка» п.Усолье-7 семинар для педагогов дошкольного образования «Нетрадиционные формы методической работы в ДОУ для обеспечения качества образования в рамках профессионального стандарта педагога».
Мероприятие было нацелено на вовлечение педагогов в процесс осмысления происходящих в законодательстве образования изменений, развитие умений молодых специалистов вести диалог о деловых и личностных качествах современного педагога. Необычная форма проведения «Один день из жизни воспитателя», привлекла большое количество работников дошкольного образования. Около сорока педагогов Усольского района приняли участие в семинаре, это были молодые специалисты, старшие воспитатели и руководители дошкольных образовательных организаций.
Сначала все участники распределились на три группы в зависимости от биоритмической активности: «жаворонки» – люди утреннего типа, «совы» – люди вечернего типа и «голуби» – люди дневного типа.
Аспекты профессионального стандарта раскрыла Наталья Ермошина. О здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии педагога, как залоге успешности в педагогической деятельности рассказал инструктор по физической культуре Алексей Ермаков. «Жаворонки», «совы» и «голуби» узнали о том, какие упражнения нужно выполнять утром перед рабочим днём.
О правильном питании педагога, как удовлетворении потребности организма и поддержки высокой работоспособности рассказала Татьяна Лаврентьева и предложила коллегам выбрать для себя завтрак, который в приготовлении будет быстрым, полезным или вкусным. В итоге было определено, что педагоги привыкли кушать быстро и полезно.
Самым ярким и эмоциональным стал разговор об имидже педагога, как наглядного проявления его профессиональной культуры. Участники проверили свои способности в моделировании, изготовлении и демонстрации одежды делового стиля, из предложенных им подручных материалов (газеты, скотч, степлер и т.д.). Творческий подход и фантазия участников показали, что воспитатель может найти выход из любой ситуации.
Одним из важнейших профессиональных качеств педагога является информационно-коммуникационная компетентность, о которой рассказала Мария Калимулина. Участникам был устроен «Мозговой штурм», который педагоги успешно преодолели.
От модели взаимодействия педагога с ребёнком зависит успех деятельности всех участников процесса. Трудно говорить про педагогическое общение без наглядных примеров. Несколько выполненных упражнений помогли педагогам понять, какое влияние может оказать на ребёнка слово или прикосновение. В итоге, пришли к выводу, что слово может, как обидеть, так и обрадовать. Личностно-ориентированная модель взаимодействия позволяет использовать многообразие стилей общения с ребёнком, результатом такого общения становится:свобода мышления, воображение; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья. О построении педагогического общения с детьми дошкольного возраста рассказала Елена Снитко. «Артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высокий уровень совершенства в работе воспитателя, когда занятия поднимаются на желанную духовную высоту». Такими словами начала свой рассказ об ещё одном очень важном качестве педагога Светлана Травина, а участники доказали что артистизм педагога является неотъемлемой частью профессии воспитателя.
Марина Панова, старший воспитатель МБДОУ «Детский сал №7 «Сказка» д. Буреть представила опыт работы с сенсорными коробками. Для многих тематических игр хорошим игровым полем послужит сенсорная коробка. Это прекрасная своей универсальностью вещь, с которой можно играть во что угодно и которая одновременно подходит детям разных возрастов. Сенсорная коробка — это емкость с любым наполнителем, который только позволит ваша фантазия. Она даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть, и все это не потребует больших материальных затрат.
От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценивать полученные результаты и сравнивать их с запланированной целью.
Проанализировав наше взаимодействие, мы пришли к выводу, что соответствие «профессиональному стандарту педагога» влечёт непрерывное повышение профессиональной квалификации, непрерывное самообразование.
Доброжелательная атмосфера участников мероприятия привела к успешному взаимодействию и полному осмыслению происходящих в законодательстве образования изменений.
М. Нечаева
старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 5 «Звёздочка»
Здесь новые шаблоны для dle