Ничему нельзя научить, можно только научиться! Учительские будни.
Попробуете, почём невежество.
Дерек Бок, президент Гарвардского университета
Сегодня важными путями повышения качества образования является деятельностный и компетентностный подходы в обучении, яркий пример которых – исследовательская и проектная деятельность, формирующая исследовательскую культуру, повышающая учебную мотивацию. Надеюсь, это увлекательный путь, его дистанция измеряется жизнью. Именно учитель вместе с учеником будет подниматься по ступенькам в длительном восхождении к вершинам человеческого познания. Рассказывают, что как-то раз великому Эйнштейну, находившемуся уже в зрелом возрасте, случилось сидеть на обеде рядом с одной молодой особой.
- Чем вы занимаетесь, господин Эйнштейн? – спросила та.
- Физикой, – искренне ответил гениальный ученый.
- Бедняжка, – пожалела девица, глядя на его седины, - а мы в колледже прошли ее всего за два года!
Вся методическая работа нашего образовательного учреждения была направлена на изучение, организацию и применение учащимися проектной деятельности как средства повышения эффективности обучения. В течение года было проведено несколько обучающих семинаров завучем-методистом В.Н. Ганьшиной.
В течение года были запланированы системные занятия по подготовке учащихся на олимпиады и по подготовке научных исследовательских работ и проектов.
В январе – феврале в лицее прошла декада уроков по проектной технологии. Были даны открытые уроки, которые оценены экспертами, каждый учитель выступил в этой роли от 2 до 9 раз!
Очень интересный опыт работы в проектной технологии сложился в лицее, многие проекты работают в течение нескольких лет: «Золотой, Серебряный росток», «Лицейская интеллектуальная весна», «Академия олимпиадников», «Лидер XXI века», «Лицей ОАШ: время добра», «Альманах. Приложение к газете «Лестница».
Очень полезная задумка у учителя математики Т.В. Полковниковой: вместе с учащимися 9 класса на факультативе «Путь к математическому Олимпу» учитель создает сборник олимпиадных задач с алгоритмами решения. Да не один сборник, а несколько!
А в апреле месяце прошел районный методический семинар для завучей и директоров школ Усольского района на базе нашего лицея, где обобщили и показали свою педагогическую деятельность администрация лицея и его учителя. Тема семинара: «Научно-практическое образование в логике компетентностного подхода: проектная задача, проект и проектная деятельность, их влияние на качество образования».
Работу с проектными технологиями на семинаре можно представить в виде полюсной модели: диагностическая модель, создание интеллект – среды задают программы самообразования, индивидуальные образовательные программы.
Ритмы семинара очень чётко рассказывают о результатах учреждения: опыт работы учителей по конструктору дидактических задач, постерная защита готовых многолетних проектов, таких как «Имидж педагогов», «Открытый мир», «Эко - школа», РПВД «Умники и умницы» (проектные задачи), «Академия олимпиадников» и другие, открытые уроки по теме – это и занятие спецкурса «Путь к математическому Олимпу: Проект «Сборник олимпиадных задач», урок русского языка по проекту «Пишем сочинение за один урок», урок русского языка по ФГОСам «Про сметану и черную муху».
В плане семинара представлена и внеурочная внеклассная деятельность: классный проект «Экспериментарий» (учитель С.Е. Емельянченко), проект «Огород на подоконнике» (учитель О.А. Сороковикова).
Слаженная работа учителей, учеников, родителей, администрации лицея и методистов из МБУ «Центр развития образования Усольского района» (директор Маслова Н.М.) по теме «Научно-практическое образование в логике компетентностного подхода: проектная задача, проект и проектная деятельность, их влияние на качество образования» даст непременно ростки в других образовательных школах района. На этом семинаре было чему поучиться.
Образование никогда не заканчивается.
Школа, родители и ученики делят ответственность за успех образования. Стратегия образования должна соответствовать старой китайской поговорке: «Если ты планируешь на один год – расти рис, на двадцать лет – выращивай деревья, на века – учи и воспитывай детей».
Л.Н. Сафронова, учитель МБОУ «Белореченский лицей»
Здесь новые шаблоны для dle